Как подключить трехфазный электродвигатель в сеть 220 В через конденсатор

Такая проблема зачастую встает перед теми, кто любит что-либо конструировать и собирать своими руками. Если речь идет о самодельном станке, агрегате или ином механизме для бытового применения, возникает вопрос – как приспособить электродвигатель, рассчитанный на 380/3ф, к работе от обычной розетки 220 В.

Что необходимо сделать (доработать), какие практикуются схемы его включения в однофазную сеть – эти и подобные вопросы станут темой нашего разговора.

Способы включения двигателя в сеть 220 В

Они определяются той схемой, по которой соединены обмотки.

«Звезда»

Такой электродвигатель менее эффективен при подключении к 220 В, так как данное соединение обмоток снижает мощность примерно на 60 – 65%. Но иногда выбора просто нет.

«Треугольник»

Для подключения к сети 220 лучше выбрать этот вариант. Мощность также будет утеряна, но не более чем наполовину.

Но соединение обмоток – это еще не все. Сколько конденсаторов придется включить в схему?

Один – если мощность электродвигателя не превышает 1 500 Вт.

e-1

Два – при Pдв ˃ 1,5 кВт.

e-2

Расчет номинала конденсаторов

Условные обозначения: Сп – пусковой, Ср – рабочий.

Существует несколько несложных формул, но они будут малополезны читателю. Уж поверьте на слово.

Во-первых, для производства вычислений нужно будет замерить силу тока в какой-либо обмотке электродвигателя, а для этого его придется сначала включить в сеть 3 ф, да к тому же использовать специальные клещи. А они есть не у всех, даже у электриков. Это касается тех движков, у которых надписи на шильдике стерты или отсутствует паспорт на изделие. Кстати, для самоделок в основном такие образцы и используются – категории б/у.

Во-вторых, и самое главное – автор на практике убедился, что даже предельно точный расчет не является гарантией корректной работы движка.

В-третьих, не все принимают во внимание, что расчеты делаются «под нагрузку». На холостом ходу двигатель начнет перегреваться. Это еще раз доказывает, что целесообразнее конденсаторы подбирать практически.

Что рекомендовать?
Найти требуемую емкость опытным путем – самое правильное решение.  А сделать это несложно, если знать, что на каждые 1000 Вт электродвигателя необходим конденсатор порядка 70 – 80 мкф. Ставить один или целую сборку из нескольких образцов с разными номиналами – кому как удобнее. А вернее, что есть под рукой, то и использовать.

maxresdefault

Что учесть?

  • Для тех, кто подзабыл школу – номиналы емкостей складываются при их параллельном включении. Последовательное дает сумму обратных величин, то есть 1/С. Это поможет подобрать оптимальное значение. «Фишка» в том, что промышленность выпускает конденсаторы, рассчитанные на определенную емкость, и найти именно тот, который требуется по результатам расчетов, вряд ли получится (проверено!). Вот и нужно быть готовым к тому, что придется экспериментировать.
  • Момент включения для электродвигателя – самый «трудный». Поэтому значение номинала конденсатора пускового (Сп) должно быть равно примерно трем рабочего (Ср). Иначе с запуском движка будут проблемы.

podklyuchenie-trekhfaznogo-dvigatelya26

Особенности схем и их сборки

  • Как произвести подключение? Любой трехфазный электродвигатель имеет 3 провода, которые соединяются с его обмотками. Проводники могут просто торчать из корпуса или заводиться в клеммную коробку, которая на нем расположена. Это не важно. На схемах ясно показано, что с чем соединяется. Нюанс в том, что направление вращения ротора заранее угадать не получится. Если вал крутится не в ту сторону, достаточно поменять местами провода, присоединенные к емкости.
  • Кнопка «разгон». Она удерживается до тех пор, пока ротор не наберет номинальное число оборотов, то есть пока электродвигатель не выйдет на режим. Можно сделать и так, что она будет самоблокироваться, а потом автоматически размыкать контакты. Но это намного усложняет схему, поэтому приводить какие-либо чертежи автор не считает целесообразным. Кто с электротехникой на «ты», сам или сообразит, или найдет соответствующую информацию. Это же касается и организации реверсирования двигателя. Иногда нужно, чтобы его вал вращался или в одну, или в другую сторону. Решение – установка 3-х полюсного переключателя.
  • Изоляция выводов емкостей. Напряжение на них может достигать больших значений. Перед присоединением провода к конденсатору на проводник следует одеть кусочек трубки ПВХ соответствующего сечения (так называемый кембрик), а после фиксации и снижения температуры в рабочей зоне «насадить» его на место пайки.

Рекомендации

Не стоит забывать, что в моменты включения/выключения двигателя (особенно при его пуске) могут быть значительные скачки напряжения. Следовательно, раз он подключается к сети 220, все конденсаторы, задействованные в схеме, должны быть не менее чем на 400 В. Это – нижний предел по вольтажу. А вот больше (630, 750 и так далее) – пожалуйста; только их стоимость будет выше (если придется покупать).

Все емкости, которые включаются в схему, должны быть однотипными. В основном устанавливаются конденсаторы бумажные, и автор советует выбирать именно их. Использование образцов электролитических возможно, но для этого придется делать специальные расчеты и усложнять схему. Например, за счет введения в нее диодов, помещения емкостей под защитным кожухом.

Если нет базовых знаний в области электротехники, то лучше с двигателем не экспериментировать. Одновременно, в одной схеме, применять и бумажные, и электролитические конденсаторы нельзя!

Для подобных схем обычно берутся конденсаторы МБГ, МБГО, КБП, МБГП (это и есть бумажные). Их единственный недостаток – большие габариты. А если это сборка, то ее размеры более чем внушительные. Такие типы емкостей подходят для электродвигателя стационарной установки. Соорудить «короб», поместить в нем все конденсаторы и протянуть провода к движку – не проблема. А если монтируется мобильный аппарат? Как поступить?

Об электролитических конденсаторах уже сказано, хотя и не все. Пробой даже одного п/п прибора (диода) может инициировать взрыв емкости. Автор не рекомендует ни при каких условиях связываться с электролитами. Самое верное решение – использовать для схем мобильных устройств конденсаторы СВВ (металлизированные, полипропиленовые). Размеры – минимальные, номиналы емкостей – значительные. Плюс к этому – взрывобезопасные. Что еще нужно для подключения?

e-3

Если мощность превышает 3000 Вт, то подключать его к 220 В не рекомендуется. Одна из причин – большой пусковой ток. Это может привести к выходу других элементов эл/цепей, завязанных на данную линию. «Повыбивает» автоматы, подгорят контакты – это далеко не полный перечень возможных «сюрпризов».

Сразу же заниматься расчетами схемы подключения не имеет смысла. Для начала нужно уяснить, насколько целесообразно использование трехфазного движка в сети 220 В в той или иной ситуации. Дело в том, что его КПД при таком включении может уменьшиться на 55 – 65%.

Принципиально это или нет для нормальной работы «самоделки» или агрегата промышленного изготовления, будут ли способны устройства выполнять свои функции и насколько эффективно? Только ответив на все эти вопросы, можно приступать к поиску конденсаторов для схемы двигателя. Это самое правильное решение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *