Этот вопрос – один из самых «больных», и не только для начинающих автомобилистов. Что грамотное обслуживание аккумулятора подразумевает регулярный контроль напряжения на его выводах, (как это делается, можно узнать здесь), знают многие. Но АКБ требует и систематической зарядки, так как генератор автомобиля не может полностью заменить специальный прибор, предназначенный именно для этих целей. Порядок работы с ним подробно расписан в инструкции, следовательно, проблем с его использованием не будет. Но только при условии, что вы знаете, как правильно выбрать зарядное устройство для своего автомобильного аккумулятора.
Содержание
На что обратить внимание
Во многих статьях данной тематики указываются номиналы напряжения, пределы регулирования силы тока, режим, схемы защиты. Автор считает, что этим «загружать» читателя вряд ли стоит, разве что для «красного словца». Ведь речь идет именно о современных зарядных устройствах к автомобильным аккумуляторам.
Априори предполагается, что к тому же – легковым, то есть находящимся в личной собственности у любителя, а не «профи». Так как бортовая сеть таких «железных коней» – на 12 В, все АКБ по емкости практически одинаковы (это к вопросу о зарядном токе), а защиты и ряд иных параметров идентичны, то оценивать устройство для бытового применения целесообразнее по следующим критериям.
Возможности прибора
Все изделия данной категории подразделяются на две группы – ЗУ в «чистом» виде и пуско-зарядные. Последние стоят дороже, поэтому при выборе образца следует учитывать специфику эксплуатации автомобиля и возможности по обслуживанию.
- Зарядные устройства – их назначение целевое, и оно следует из самого названия. Если напряжение на клеммах ниже нормы, то с помощью ЗУ можно повысить плотность электролита. Что, собственно, и подразумевается под термином «зарядка» применительно к аккумулятору. Это оптимальный выбор для автолюбителей, которым только и нужно, что поддерживать АКБ в рабочем состоянии.
- Устройства пуско-зарядные. Кроме основной функции, они способны завести автомобиль даже при «дохлой» батарее, которая не обеспечивает (в силу своей разряженности) требуемый пусковой ток. Насколько целесообразно приобретение моделей данной группы, решать автомобилисту. Но в некоторых случаях именно такие устройства – вещь незаменимая. Имея прибор в своем боксе, не придется бегать по гаражам в поисках машины, от которой можно «прикурить». Но стоимость пуско-зарядных образцов, с учетом их возможностей, значительно выше.
К этой же группе относятся приборы с встроенным АКБ. Тем, у кого машина стоит под открытым небом, следует обратить внимание на такие ЗУ.
Ручное регулирование процесса заряда
Модификации самые простые и дешевые. Плюс понятен – низкая цена. Минус же в том, что такое устройство требует регулярный контроль над процессом. По мере «набивания» плотности аккумулятора зарядный ток падает, поэтому пользователю необходимо систематически считывать показание прибора и производить корректировку положения ручки регулировки. Насколько это удобно, другой вопрос, так как время заряда измеряется часами. Но если это делается в доме или в гараже, в котором хозяин целый день занимается какими-то делами – некритично.
Оптимальный выбор для пенсионеров или людей, хоть и занятых, но аккуратных во всем. В том числе, и в уходе за аккумулятором. Такие автомобилисты не допускают сильного разряда АКБ, и им достаточно включить ЗУ не более чем на 2 – 3 часа. При этом сила тока будет меняться не столь сильно, следовательно, и контроль над прибором – чисто символический.
Автоматические ЗУ
Преимущество огромное – всем циклом восстановления работоспособности аккумулятора управляет электроника прибора.
- Одноступенчатые – как только плотность электролита достигнет нормы, ЗУ самостоятельно отключается. Самая простая модификация автоматов. Для новичков – один из лучших выборов.
- Многоступенчатые – более универсальные ЗУ, отличающиеся возможностями. Они способны обеспечивать не только качественную зарядку аккумулятора, но и проводить еще ряд технологических операций. В зависимости от модификации количество опций отличается, поэтому есть смысл отметить самые распространенные. Более подробную информацию несложно получить из паспорта конкретного изделия.
- Борьба с сульфатацией пластин (методом импульсного заряда/разряда).
- Диагностика аккумулятора.
- Предотвращение «расслоения» электролита.
- Поэтапный заряд батареи. На последнем – малыми токами.
Что посмотреть еще
- Предел регулирования тока. При заряде его номинал выбирается на уровне 0,1 от емкости аккумулятора. Эта же величина и поддерживается в течение всего цикла. Это и нужно учесть при выборе ЗУ для АКБ своего автомобиля.
- Наличие функции Boost. Такой прибор обеспечит ускоренный заряд. Следовательно, и процесс запуска двигателя не затянется. Подобные модели стоит выбирать тем, кто ездит часто и в любое время года.
- Условия эксплуатации зарядного устройства. Особенно важно, если выбор пал на ЗУ от зарубежного производителя. У большинства автолюбителей машины стоят в неотапливаемых боксах. Вполне закономерный вопрос – выполнит ли свою функцию прибор в условиях низких температур? Кстати, не все импортные образцы работают корректно при наших морозах.
Производители и цены
Учитывая постоянный спрос на эти приборы в среде автомобилистов, их выпуском занимается огромное число компаний, как отечественных, так и зарубежных. Но если ознакомиться с отзывами на тематических форумах, то можно выделить ряд наиболее популярных в среде автолюбителей моделей ЗУ.
С ручной регулировкой
- «ОРИОН» (серия Pw265). Ток заряда – в больших пределах (до 6А). Вполне хватит, чтобы применить и для автомобильной батареи, и мотоциклетной. Предусмотрены все основные схемы защиты. Может использоваться как независимый блок питания. Например, для различных самоделок. Цена – от 1 505 рублей.
- «ЗПУ» (модель 135). Прибор тамбовского производителя является универсальным и подходит не только автолюбителям, но и небольшим сервисным мастерским. Это устройство характеризуется приличным пусковым током (до 170А). I заряда – до 13. Может использоваться для АКБ на 12 (легковые авто) и 24 В (грузовые). Цена – 3 887 рублей.
Автоматические ЗУ
- «Кедр» (серия Авто 10). Несколько режимов – предпусковой, «автомат», циклический. Прибор довольно компактен и удобен в работе. Цена – 1 280 рублей.
- «Орион» (серия Pw150). Восстановить «убитый» аккумулятор таким ЗУ не получится. Но во всем остальном он привлекателен – прост в использовании, есть основные схемы защиты, световая индикация, позволяющая визуально контролировать процесс. Цена – 988 рублей.
Много хвалебных отзывов и о таких ЗУ и ПЗУ (в скобках – примерные цены в рублях), как «Tesla» модели 15860 (850), «Bosch» серии C3 (2 480), «Ресанта» (от 2 280), «Telwin Leader» серии 150 Start (4 090), «Калибр» различных модификаций (от 1 690) и ряд других.
Так какое же зарядное устройство выбрать? Понятно, что это решает каждый самостоятельно, ориентируясь на удобство пользования и свой кошелек. Но с позиции рядового автолюбителя уместен вопрос – насколько нужны все возможности «навороченных» многоступенчатых ЗУ? Которые, к слову, стоят довольно дорого.
Практические советы
- Перед походом в магазин стоит внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации «своего» аккумулятора. Тогда выбрать наиболее подходящее зарядное устройство будет значительно проще, без советов «знатоков». Да и переплачивать за ненужный функционал ЗУ (ЗПУ) не придется.
- Следует обратить внимание на основные характеристики прибора. Ни одно техническое устройство не проработает гарантированный срок, если постоянно станет использоваться на пределе возможностей. Поэтому по силе зарядного тока (максимального) должен быть небольшой запас.
- И любители, и специалисты едины во мнении – не стоит «гнаться» за импортными ЗУ. Наши, отечественные ЗУ составляют им достойную конкуренцию (практика подтверждает!), и при этом стоят дешевле аналогов. Тот же «Калибр».
- При высокой степени разряда батареи желательно выставлять ток величиной не 0,1 от ее емкости, а вдвое меньший (0,05). Это более эффективный способ приведения аккумулятора в рабочее состояние.