Самая большая сложность при составлении автопоезда – объединение электропроводки всех транспортных средств в единую схему. То же касается и тормозной системы, если это предусмотрено техническими характеристиками прицепа. Дело в том, что розетки движущихся объектов по своему исполнению нередко отличаются, то есть наблюдается несоответствие их распиновки. Разберемся с существующими схемами подключения прицепа к автомобилю в зависимости от их модификаций и распиновкой розетки фаркопа.
Общая информация:
- Разъем – это сочетание розетки и вилки, которые подключаются после присоединения прицепа к фаркопу авто. В зависимости от страны-изготовителя машины и буксируемого устройства у стыковочных элементов может быть разное количество контактов. Как правило, их 7, но если только речь идет об изделиях производства РФ или европейских компаний. На авто из США их в основном 13.
- Счет контактов розетки и вилки ведется по-разному.
Вывод напрашивается однозначный – для объединения электрики «разнотипных» прицепов и машины нужно использовать так называемые переходники или видоизменять распиновку элементов.
Содержание
Разновидности схем присоединения
Что учесть:
- Практика показывает, что при регулярном подключении прицепов от разных производителей целесообразно устанавливать на авто 2 семиконтактные розетки фаркопа. Это гораздо удобнее, чем искать и монтировать образец с 13 точками присоединения.
- У разных моделей и серий авто могут быть определенные отличия от общепринятых (стандартных) схем. Например, габариты выведены не на 7-й контакт, а на 5-й (схема ниже).
- Кроме того, если транспортное средство категории б/у, то не факт, что бывший владелец не делал подключение прицепа к розетке фаркопа по-своему. Это нужно учитывать и проверять порядок ее распиновки. Как? Свериться с электрической схемой машины этой марки и серии.
Если нет «родной» документации, то необходимую информацию несложно найти в интернете. Но есть нюанс, о котором стоит сказать. Не секрет, что многие статьи на различных сайтах – не более чем «клоны». Недобросовестные авторы их просто переписывают, добиваясь уникальности, при этом совершенно не вникая в смысл текста. Соответственно, и ошибки «перекочевывают» с одной сетевой страницы на другую. Поэтому необходимо получать все интересующие сведения только с сайта производителя авто. Они не относятся к категории секретов и находятся в открытом доступе. В крайнем случае, проконсультироваться в сервисной мастерской, у специалиста-электрика.
Типовые варианты распиновки розетки фаркопа
На 7 контактов
Практические рекомендации
Рассмотренные варианты касаются лишь авто, не оснащенных сложной электроникой. В более современных машинах блок управления при включении зажигания начинает тестировать силовые цепи. Так как подключен прицеп, то и нагрузка на соответствующие линии будет повышенной. Бортовой компьютер принимает это за неисправность, и БУ выдает сигнал ошибки (error).
Поэтому между ним и схемой прицепа должно быть установлено «промежуточное звено», нивелирующее отклонения параметров цепи – блок согласования. В результате общая электрическая схема приобретает такой вид (пример):
В специализированном магазине помогут подобрать нужную модификацию БС по маркам авто и прицепа, а также проконсультируют о порядке подключения. Это один из главных аргументов против того, чтобы приобретать подобные устройства на различных «развалах», «блошиных рынках» или с рук.
Чтобы избежать проблем с электрической частью прицепа в процессе эксплуатации прицепа, место присоединения его зажгутованных проводов к розетке фаркопа следует промазать герметиком, а контактные группы – солидолом (литолом). Последнее необходимо для предотвращения попадания внутрь влаги, что приводит к окислению металлических штырьков и пластин. Результат предсказуем – нарушение целостности эл/цепи. Кстати, это наиболее часто встречающаяся причина потери контактов спустя некоторое время после подключения прицепного устройства.
Бывает так, что нужно подключить какой-то прицеп, но под рукой нет схемы, а рядом – знающего человека. Распиновку розетки определить несложно при помощи бытового мультиметра. Каждый уважающий себя автолюбитель имеет такой прибор. Его минусовой щуп – всегда на корпус машины. С ним соединена «–» клемма АКБ.
Что сделать:
- Установить режим работы мультиметра в «измерение U=», предел – более 12В (в зависимости от модификации прибора, выбрать несложно). Подробная инструкция по пользованию мультиметром здесь.
- Включить «массу» авто.
- Далее, поочередно, основные осветительные приборы (внешние) – повороты, стоп-сигнал (нажатием педали), габариты. При этом каждый раз вторым щупом проходить по всем контактам розетки и искать, где появилось напряжение. Номинал значение не имеет, так как он зависит от степени разряда батареи. Ясно, что меньше 13,4 на рабочем авто он не будет, иначе параметры АКБ не соответствуют условиям эксплуатации. По такой несложной методике схему распиновки розетки можно составить минут за 10. Единственное, что понадобится – помощник (нажимать педаль тормоза, переключать повороты и так далее).
Если прицеп старый, с оборванным соединительным кабелем, то изготовить его несложно. Для каждой сигнальной линии подойдет провод марки ПВС. Сечение – не менее полутора квадратов. Например, жгут можно скомпоновать из двужильных образцов 2 х 1,5. Если есть хотя бы базовые познания в эл/технике, то несложно самостоятельно составить схему подключения. При разумном подходе количество проводников можно уменьшить, если учесть, что некоторые элементы оптики срабатывают синхронно.
При несовпадении контактов в вилке кабеля от прицепа и розетке фаркопа авто практикуются разные способы подключения – прямое соединение проводов, через специальные (объемные) клипсы и ряд других. Но это уже несколько иная тема.
Успехов в решении проблемы подключения прицепа к своему авто!