Такая неисправность бортовой эл/сети может быть вызвана разными причинами. В принципе, ее самостоятельное устранение – дело несложное, и даже любитель вполне справится с этой работой. Главное – иметь ясное представление о том, где, что и как следует проверить, если генератор не дает зарядку на аккумулятор.
Электрические схемы различных авто отличаются инженерным решением, иногда довольно сильно. Поэтому далее – рекомендации общего характера, касающиеся основных, наиболее типичных причин отсутствия зарядки на аккумулятор автомобиля. Но если понять принцип поиска неисправности и знать устройство, комплектацию своей машины, то устранить ее не составит труда независимо от модификации автомобиля. Тем более что все неполадки практически идентичны, какой бы тип генератора не был установлен для питания бортовой сети.
Отсутствие зарядки АКБ авто – вероятные причины
Внешние неисправности
Поиск дефектного участка (элемента) нужно начинать с диагностики электрической цепи и проверки состояния всех ее составных частей. Практика показывает, что сам генератор выходит из строя не так уж и часто, а отсутствие зарядного тока вызывается, как правило, внешними факторами. К тому же обнаружить и устранить подобные дефекты значительно проще, да и времени много на это не потребуется.
Окисление контактов
Одна из самых распространенных и простейших неисправностей. В первую очередь следует проверить состояние клемм подходящих проводов и на самом аккумуляторе. Даже если владелец авто систематически обслуживает АКБ, то это не значит, что с контактами все в порядке. Кроме того, заодно нелишне проверить и их затяжку. Нередко отсутствие зарядки вызвано тем, что клеммы проводов, присоединенных к аккумулятору, «гуляют». Как результат – плохой контакт или разрыв цепи заряда.
Сгорание защитного элемента
Блок предохранителей – еще одно «слабое» место авто, и это вполне объяснимо. В него редко кто заглядывает, хотя и там есть контактные группы. Бывает так, что причина именно в нем. Иногда достаточно лишь провернуть в посадочном гнезде плавкую вставку, и неисправность устранена. Заодно следует проверить на целостность соответствующий предохранитель. Если под рукой нет эл/схемы авто, и непонятно, какой из всего ряда отвечает за зарядку аккумулятора, то проверке подлежат все защитные элементы, расположенные в этом блоке.
Дефект ремня привода
Самая простая причина – его недостаточное натяжение. Поэтому при работе двигателя он проскальзывает на шкиве и не вращает ротор генератора. Способ устранения понятен – произвести подтяжку. Ну а если имеется обрыв, то выход один – замена ремня.
Неисправность в регуляторе напряжения
Это устройство, в зависимости от года выпуска (до или после 1996, для большинства отечественных авто), отличается внутренней схемой. Исправность проверяется при помощи сигнальной лампочки, выводы от которой присоединяются к определенным точкам схемы. Описывать весь процесс (хотя он и не сложный) не имеет смысла, так как методика и результат зависят от модификации генератора и производителя.
Неисправности генератора
Запредельный износ щеток
Это несложно определить визуально. Решение однозначное – замена. Как вариант – их загрязнение. В этом случае достаточно провести простейшее ТО, и генератор снова даст заряд на аккумулятор.
Поломка подшипника привода
В этом случае генератор подлежит демонтажу и ремонту.
Неисправен диодный мост
Если виноват точно он, то придется менять всю сборку (в зависимости от типа генератора).
Проблемы с обмотками
Самостоятельно определить истинную причину довольно сложно. Но даже специалист на месте может лишь констатировать факт выхода генератора из строя. Независимо от того, короткое это или межвитковое замыкание, обрыв, устройство придется снимать и сдавать в ремонт. Или приобретать новое.
При наличии мультиметра те, кто умеет им пользоваться не только для прозвонки проводов, могут сэкономить время на определение дефекта в цепи заряда. В этом случае проверку следует начинать с самого генератора. Что сделать?
- Отсоединить клеммник и проверить номинал напряжения на выходе устройства (необходимые данные отражены в паспорте).
- Если оно в норме, то придется подключать по очереди всех потребителей. Для этого уже понадобится схема. Довольно распространенная причина низкого зарядного тока – его повышенная утечка. Проводя последовательные действия и производя замеры, можно найти аварийный участок эл/цепи. Это или сильно изношенная изоляция проводов, или неисправное устройство.
Полезные советы
- Тускло горящая лампочка в цепи заряда свидетельствует, что он есть, но сила тока недостаточная. Если при увеличении оборотов она гаснет, то в первую очередь следует проверить клеммы аккумулятора и состояние щеток генератора.
- Слабая зарядка характерна для тех авто, владельцы которых увлеченно модернизируют своего железного коня, устанавливая приборы и системы, не предусмотренные изначальной комплектацией и питающиеся от бортовой сети. Генератор на это явно не рассчитан, и его возможностей одновременно обеспечивать эл/энергией и аппаратуру, и аккумулятор не хватает. Любителям тюнинга это стоит учесть и не тратить время на поиски мнимой неисправности.
В статье даны рекомендации по поиску простейших дефектов в цепи заряда аккумулятора и в самом генераторе. Но в большинстве случаев их достаточно, чтобы не только провести первичную диагностику бортовой системы авто, но и устранить незначительные неполадки. И, тем не менее, следует соблюдать одно из главных правил ремонта: не знаешь – не лезь. При возникновении каких-либо затруднений лучше обратиться к специалисту. Это в первую очередь касается собственников импортных автомобилей.
Успехов вам в изучении эл/схемы своего железного коня и устранении неисправностей!