Существует перечень определенных правил ухода за АКБ, следуя которому, можно повысить ее эксплуатационный срок. Одно из них – систематический контроль над зарядом аккумулятора. Как показывает практика, встроенный индикатор (если он имеется) не дает точной «картины», а нагрузочная вилка не всегда есть под рукой. Другое дело – мультиметр. У думающего автомобилиста он не только в гараже; многие возят его с собой, в «бардачке» машины.
С помощью этого мультиметра проверить заряд аккумуляторной батареи довольно просто .
Подготовка мультиметра
Тем, кто несколько забыл уроки физики, стоит напомнить – на клеммах аккумулятора, независимо от его модификации, всегда постоянное напряжение. Так как подразумевается автомобильная АКБ, то его номинал (теоретически) – 12,6 В. Исходя их этого, и выбираются необходимые режимы работы мультиметра. Прибор может быть цифровым или стрелочным, но все установки переключателя идентичны.
- Измерение – сектор U= или DCV (постоянное напряжение).
- Предел – 20 В. Шкалы на лицевой панели всех цифровых приборов имеют свою градуировку, поэтому у большинства мультиметров именно такое значение является ближайшим к 13,2. У прибора со стрелкой – 50В.
- Провода – при измерении заряда аккумулятора стрелочным прибором нужно соблюдать определенную полярность подключения. Общепринятая норма: красный щуп – к гнезду «+», черный – «–». Но это относится лишь к мультиметрам со стрелкой. Если измерение проводится прибором с индикатором, непринципиально. При «переполюсовке» на его дисплее перед цифрами высветится знак минус, но номинал напряжения отобразится полностью.
Порядок измерения
- Аккумулятор отсоединяется от бортовой сети. Выключить «массу» недостаточно; необходимо отбросить оба провода или один, плюсовой.
- Клеммы зачищаются, хотя бы на небольшом участке. Многие забывают, что они окисляются, а слой оксида надежный контакт не обеспечит.
- Щупы мультиметра прикладываются к выводам батареи согласно их полюсам. То есть «+» – к плюсовому, «–» – к минусовому. Опять-таки, это обязательно для прибора стрелочного.
- Считывание показаний (по дисплею или шкале).
Как оценить результат
- 12,6 – 13,2 В – заряд полный.
- От 12 до 12,7 – в пределах нормы.
- < 12 – аккумулятор разряжен ниже допустимого (более чем на 50%). Эксплуатировать далее такую батарею нежелательно, иначе не избежать сульфатации пластин. Последствия этого хорошо известны.
- От 11,6 и менее – АКБ полностью разряжен. Его приведение в рабочее состояние – под большим вопросом. Существует несколько методик, но это отдельная тема. Достаточно лишь отметить, что даже если и получится реанимировать аккумулятор, то лишь на короткое время. Его можно будет использовать разве что в качестве источника питания для лампочки-подсветки, не более того. По прямому назначению – нет, что бы ни утверждалось в статьях из категории «своими руками».
И последнее. Автор, сам автолюбитель со стажем, доверительно беседовал с менеджерами нескольких крупных торговых точек, специализирующихся на продаже товаров для автомобилистов, в том числе, и аккумуляторов. Вывод однозначный – все эти разрекламированные встроенные индикаторы (в обиходе – «зеленые окошки») не более чем фикция (лучше индикатор заряда самому сделать). По выражению М. Задорнова, еще одна «замануха» для покупателя.
Исключение – АКБ от известных производителей. Но ведь большинство из нас ориентируется на ценовой диапазон не выше среднего. А все эти индикаторные окна на аккумуляторах данной категории если и работают, то крайне некорректно. Даже если и приобретена батарея с таким показывающим устройством, то доверять ему полностью не стоит. Чтобы не загубить ее, лучше проверить заряд мультиметром. Тогда ошибки точно не будет. А как это сделать, читатель уже знает.