Чем отличается подключение двигателя звезда от треугольника: обзор отличий и особенностей

Один из самых распространенных на бытовом уровне вопросов из области электротехники. Если просмотреть различные форумы этой тематики, то знатоков всех тонкостей подключения эл/двигателей «в общем» довольно много, но сформулировать четкий ответ, понятный всем, у них получается не всегда. Так в чем же разница при подключении двигателя схемами «треугольник» и «звезда»?

Следует сразу отметить, что возможность того или иного варианта подключения появляется лишь в случаях, если речь идет об изделиях (двигатели, генераторы, трансформаторы), источник питания которых 3-фазный. Они могут включаться и в однофазные цепи, поэтому разницу знать следует.

Принципиальное отличие между «звездой» и «треугольником» заключается в максимальной токовой нагрузке, которую способны «держать» обмотки. Чтобы это стало более понятно в практическом плане, целесообразно начать с рассмотрения преимуществ и минусов этих вариантов присоединения выводов.

Схема «звезда»

При такой схеме все концы фазных обмоток сходятся в одной точке, именуемой нейтральной или нулевой (иногда обозначается литерой О).

Что дает такое инженерное решение?

Обеспечение плавного, без рывков, пуска электрического двигателя.

  • Устойчивость его работы при изменении нагрузки. Следовательно, схема «звезда» исключает систематический перегрев эл/двигателя и частое срабатывание элементов защиты, что приводит к остановке механизма.
  • При такой схеме реализуются все возможности электромотора, заявленные его производителем.

Схема «треугольник»

При таком подключении обмотки соединяются последовательно.

Это резко повышает мощность двигателя. По сравнению со способом «звезда» – троекратно. К слову – если речь идет о генераторе, то превышение (в данном случае, по номиналу вырабатываемого напряжения) меньше (примерно в 1,7 раза).

Как это используется на практике? Пуск любого электрического двигателя характеризуется повышенным током. Его значение, по сравнению с номинальным, возрастает раз в 6 – 8. Это объясняется тем, что ротор необходимо вывести из состояния покоя, или, как говорят, «сорвать». Значит, на данном этапе предпочтительнее «звезда», Но потом, в процессе работы, в приоритете иные факторы, и в первую очередь, мощность. Следовательно, более целесообразно уже подключение «треугольником».

Как это реализуется? Для изделий с небольшой мощностью проблемы, обозначенной выше, не существует. Потому они изначально (в основном, в зависимости от специфики применения) включаются по схеме «треугольника». В том числе, и при работе от сети 220/50. При этом они нормально запускаются и функционируют. Тем более что элементы защиты при небольшом и кратковременном повышении тока просто не срабатывают. Причина в том, что номинал или не превышает верхнего предела, или автоматика не успевает отреагировать в силу своей инерционности.

С электрическими мощными двигателями сложнее. Пусковой ток настолько значительный, что АВ может попросту «выбить», а предохранители (плавкие вставки) сгорят. Да и сам ротор не наберет должного числа оборотов, так как при пуске напряжение существенно «просядет».

У этой проблемы 2 решения. Первое – усложнить схему включения двигателя. Например, поставить в цепь Тр, реостат, дроссель (варианты есть). Но это ведет к удорожанию схемы, а в некоторых случаях и невозможно. Второе решение – подключить к эл/питанию обмотки двигателя через коммутирующее устройство, которое будет переключать со «звезды» (во время пуска и до разгона) на «треугольник» для дальнейшей работы. Именно данный способ и реализуется как самый простой, незатратный и эффективный.

Достаточно взять обычный магнитный пускатель и правильно скоммутировать схему. На рисунках это хорошо показано.

Что учесть

  • Если двигатель подключен так, что предусматривается переход со «звезды» на «треугольник», необходимо точку О схемы соединять с нейтралью источника 3-х фазного питания. Это исключит риск появления асимметрии в обмотках (по амплитуде тока) по причине разности их индуктивных сопротивлений RL, что приводит к рывкам и сбоям в работе эл/двигателя.
  • Не все образцы можно подключать так, как хочется. Необходимо смотреть на маркировку, где показано исходное присоединение обмоток:

Δ – треугольник;

Y – включение «звездой»;

Δ/Y – схема комбинированная. Используется для мощных двигателей (от 5 кВт и выше).

При выборе конкретной схемы нужно учитывать и тип двигателя. Поэтому все сказанное выше – лишь пояснение разницы между двумя схемами (звездой и треугольником), не более.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *