Ситуация, когда батарея, говоря языком автовладельцев, «сдохла», возникает довольно часто. Один, оставляя машину на ночь, забывает отключить подогрев сидений; другой при ее постановке на зимнее хранение не снимает клеммы и не обслуживает АКБ. Как результат – интенсивный саморазряд. Что предпринять?
Если почитать все рекомендации, размещенные на тематических форумах, то становится ясно, что особой оригинальностью никто не «блещет».
Вот наиболее часто встречающиеся «советы»:
- Сдать в утиль и не ломать голову. Рублей 400 – 450 можно выручить.
- Не пожалеть полторы – пары сотен и отдать в сервис. Может быть, и реанимируют.
Но возникает вопрос – а можно ли самому восстановить аккумулятор? Неужели ничего нельзя сделать? Можно. Даже если и не будет ожидаемого результата, то попробовать все-таки стоит. Иначе выражение «рачительный хозяин» – не про вас (уж извините), уважаемый читатель.
Как поступить
Попробовать аккумулятор зарядить. Но только не от генератора, как пытаются многие сделать. Кстати, бытует мнение, что достаточно «погонять» по городу, и все придет в норму. Нет! С учетом перекрестков, светофоров и ям на наших дорогах АКБ никогда не зарядить так, как требуется. Даже езда по загородной трассе не даст ожидаемого результата. Ведь двигатель должен работать на довольно больших оборотах. В идеале, придется ездить несколько часов по совершенно пустому и прямолинейному шоссе. Реально ли это, даже ночью?
Восстанавливать работоспособность АКБ следует только от зарядного устройства, но не так, как обычно. Ведь, как правило, ток выставляется в зависимости от емкости батареи. Именно на это ориентируются автовладельцы, рассчитывая его силу (порядка 10% от номинала). В данном случае этого делать не следует. Зарядка производится током малой величины, не более 3 А.
АКБ оставляется подключенным на ночь. Утром следует проверить плотность электролита. Даже если она повысилась и незначительно, то это хороший признак. Возможно, не все потеряно. Если продолжить «гонять» зарядку, то нужный уровень плотности может восстановиться.
Как вариант – добавить немного свежего электролита. Как только батарея перестанет «брать» заряд, нужно проверить плотность. Если она в норме, то можно еще на этой АКБ поездить.
Как поступить, если результата не будет? Чаще всего после полного разряда происходят необратимые процессы, связанные с механическими разрушениями элементов. К примеру, «осыпание» пластин. Тут уже ничего не поделаешь. В отличие от батарей старых образцов, в современных изделиях банку поменять нельзя. Значит – в утиль, другого решения нет.
Существует еще один способ – зарядка в воде (дистиллированной). Но останавливаться на нем не имеет смысла, так как на практике выполнить все операции сможет только профессионал. Кстати, в специализированных мастерских его довольно часто практикуют. Но там есть для реализации этого инженерного решения все необходимое + практический опыт работников.
Отличная статья. Вы мне очень помогли советом. Я свой аккумулятор вот отнёс на сдачу. Оказывается, сдавать аккумуляторы выгодное дело. Теперь жалею, что предыдущий выкинул.
На некоторых зарядных устройствах (заводила азу-105) имеется функция десульфатации, которая помогает убрать налет с пластин аккумулятора.