Главная > Аккумуляторы и батареи > Сколько времени заряжается аккумулятор автомобиля

Сколько времени заряжается аккумулятор автомобиля

Чтобы сказать сколько заряжается аккумулятор автомобиля, необходимо учитывать множество факторов, таких как степень разряда, износ (потеря емкости), способ и параметры зарядного процесса, а также особенности зарядного устройства.

Теоретически время зарядки исправного аккумулятора с нуля определяется делением емкости АКБ на зарядный ток. Так как рекомендованный ток зарядки должен составлять 1/10 от емкости аккумулятора, время равняется 10 часов. Например, для АКБ емкостью 60 Ah оптимальный зарядный ток 60/10=6 А. Значит время зарядки должно составить 60/6=10 (ч.) На первый взгляд все просто, но на практике это значение может отличаться в большую сторону и достигать от 12 до 24 часов. Чтобы разобраться почему так происходит и сколько заряжается аккумулятор автомобиля от зарядного устройства, нужно рассмотреть протекание процесса заряда и его способы.

Зарядка АКБ автомобиля

Зарядка аккумулятора

В современных зарядных устройствах предусмотрено несколько режимов заряда, при этом любой режим характеризуется двумя показателями – напряжением и током заряда. Есть также менее современные ЗУ, в которых регулировка выполняется вручную. Перед тем как рассматривать отличия режимов, нужно разобрать процессы зарядки и влияние их на аккумуляторы.

В начале зарядки 12-вольтового аккумулятора, при соответствующей силе тока (10% от емкости), напряжение на клеммах обычно держится в пределах 14-14,4 В. Именно при таком напряжении процесс электролиза воды незначительный. По мере набирания заряда ток падает, а напряжение возрастает. После того, как на электродах снижается количество сульфат свинца до критического уровня, электролиз начинает преобладать и сопровождается выделением на катоде водорода и кислорода на аноде. Интенсивное выделение пузырьков газа, которое часто называют «кипение электролита», свидетельствует об окончании процесса зарядки.

Для обслуживаемого аккумулятора такой режим зарядки вполне нормальный, так как выделяемый газ выходит через отверстия, из которых предварительно выкручиваются пробки. Нередко, чтобы ускорить время зарядки на ЗУ с ручным регулированием, периодически повышают напряжение в плоть до 16 В, ориентируясь на поддержание силы тока постоянной.

Для необслуживаемых аккумуляторов с герметичным корпусом выделение газа чревато вздутием и разгерметизацией, в следствие чего АКБ необратимо выйдет из строя. Для таких аккумуляторов применяют «умные» зарядные устройства, которые автоматически регулируют напряжение, не допуская интенсивности электролиза воды в электролите.

Аккумулятор автомобиля

Чтобы не углубляться в детали различных режимов, выделим основное различие – когда зарядка производится с постоянной силой тока или с постоянным напряжением.

По току

Первый режим подходит только для аккумуляторов с пробками и ни в коем случае не применим для герметичных АКБ. Как уже упоминалось, поддержание силы тока постоянной будет сопровождаться повышением напряжения и усиленным выделением газа, а ему нужно куда-то выходить. При таком режиме достижение полного заряда будет достигаться быстрее, но у него есть свои недостатки. Из-за выделения газа, который образуется в результате распада воды на водород и кислород, количество воды в электролите уменьшается. Поэтому после завершения зарядки плотность электролита может оказаться выше нормы и потребуется доливка дистиллированной воды. Выиграв на времени зарядки, придется потратить время на замеры уровня и плотности электролита, а потом на его корректировку.

Зарядка аккумулятора

Важно! При активном выделении водорода и кислорода, образуется гремучая смесь и возникает опасность взрыва. Поэтому зарядку обслуживаемых аккумуляторов нужно производить в хорошо проветриваемом помещении и категорически избегать источников открытого огня в непосредственной близости.

По напряжению

Зарядка с контролем напряжения в допустимых пределах применима для всех видов аккумуляторов и не имеет альтернативы для гелевых моделей. В таком режиме ток будет падать, а зарядка будет замедляться ближе к финалу. В результате это приведет к увеличению времени полной зарядки. При этом для аккумулятора этот режим считается самым оптимальным и щадящим.

Экстренный заряд

Ускоренный режим зарядки по силе тока должен соответствовать допустимым пределам, указанным на аккумуляторе (у разных моделей может различаться). Обычно этот показатель на 30% выше номинального зарядного тока. Усиленный заряд не рекомендуется применять для полной зарядки аккумулятора, так как данный режим приводит к ускорению сульфатации электродов и сокращает ресурс аккумулятора. Обычно его применяют в случае недостатка заряда для запуска двигателя и иногда бывает достаточно 20 минут. Продолжить заряд лучше после поездки в штатном для данной модели режиме.

Степень разряда

Как видим, режим зарядки во многом влияет на время заряда, а теперь рассмотрим, как степень разряда АКБ влияет на то сколько заряжать автомобильный аккумулятор. Стартовые аккумуляторы, за исключением гелевых, чувствительны к глубоким разрядам и рекомендуемая степень разряда для нормальной эксплуатации должна быть не ниже чем на 40%. АКБ разряженный на 50% уже с трудом заводит двигатель. Если предположить, что на зарядку поставили аккумулятор, разряженный на 50%, то с учетом замедления процесса заряда ему понадобится где-то 75% от времени зарядки с нуля, а это примерно 9-10 часов.

аккумулятор автомобиля

Степень износа

Сколько заряжается автомобильный аккумулятор от зарядного устройства также зависит от его износа, то есть от частичной потери емкости. Естественно, чем больше емкости потеряно, тем быстрее аккумуляторная батарея будет набирать заряд. По сути, этот процесс будет выглядеть как зарядка аккумулятора меньшей емкости большим током.

Определить потерю емкости аккумулятора можно по данным замеров нагрузочной вилкой. Такой прибор всегда пригодится в арсенале автомобилиста, так как с его помощью можно не только определить износ АКБ, но и проверять заряд аккумулятора.

Сколько времени заряжается АКБ авто

Полезно знать! Определение заряд аккумулятора по плотности электролита неточно, так как на этот показатель влияет температура. К тому же в результате эксплуатации плотность может отклоняться от нормы из-за неправильной концентрации в электролите серной кислоты и нуждаться в коррекции.

Нагрузочная вилка представляет собой вольтметр и параллельно подключенную нагрузку, а также переключатель для режимов измерения напряжения под нагрузкой и без нагрузки. Для проверки аккумуляторов 40-100 Ah применяют прибор с нагрузкой с сопротивлением 0,1 Ом и шкалой вольтметра 20 В. Первоначальный замер проводят без нагрузки, а затем под нагрузкой фиксируя показания на пятой секунде замера. По второму результату определяют степень заряда, а по разнице замеров потерю емкости.

В таблице приведены соответствия показаний прибора

Напряжение без нагрузки (В) >12,7

 
12,5 12,3 12,1 <11,9
Напряжение под нагрузкой (В) >10,2 9,6 9,0 8,4 <7,8
Степень заряда (%) 100 75 50 25 0

Если напряжение под нагрузкой окажется ниже, чем приведенное в таблице при соответствующем напряжении без нагрузки, значит емкость АКБ уже неполная. Как говорят специалисты, АКБ не держит полный заряд.

Зарядка от генератора

В системе автомобиля предусмотрена подзарядка аккумулятора от генератора. В идеале потраченный на пуск двигателя заряд должен полностью пополнятся от генератора. На практике это возможно при отсутствии дополнительных потребителей, не предусмотренных производителем авто. Мощная аудиосистема, кондиционер и другие приборы оттягивают на себя значительную часть мощности генератора и зарядный ток получается слишком мал, для достаточного восстановления заряда АКБ.

Кроме того, следует учитывать, что работа электроприборов при выключенном двигателе дополнительно садит аккумулятор. Сколько заряжается аккумулятор автомобиля от генератора будет зависеть не только от общей нагрузки, но и от оборотов двигателя. При езде по городу с учетом частых остановок на светофорах, генератор вырабатывает недостаточно энергии. Полностью восстановить заряд АКБ от генератора можно если проехать не меньше сотни километров по трассе, то есть без остановок.

В результате подзаряжать аккумулятор от ЗУ все равно придется, но в зависимости от интенсивности эксплуатации и времени простоев автомобиля периодичность таких профилактических зарядок может колебаться от 1 до 4 раз в год.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *