Довольно распространенной проблемой для автомобилистов становится появление окисла на клеммах аккумулятора. Белый налет в виде кристаллов нарастает с высокой интенсивностью и резко повышает электрическое сопротивление контакта клеммы с электродом. В результате и, как правило, в самый неподходящий момент двигатель автомобиля просто не запустится. Чаще причиной по которой окисляются клеммы на аккумуляторе автомобиля становится попадание на контакт электролита. Для герметичных необслуживаемых АКБ такая проблема неактуальна, а вот в случае с кислотными аккумуляторами – практически неизбежна.
Содержание
Протекание электролита
Причин протекания электролита может быть много и заключаются они не только в самом аккумуляторе. Для начала определимся с возможными местами протекания. Утечка может происходить через образовавшиеся щели между электродами и корпусом батареи, может через вентиляционные отверстия и через трещины в корпусе.
Утечка между электродом и корпусом
Образование трещины между электродом и корпусом может возникать по двум причинам – это засорение вентиляционных отверстий, в следствие чего внутри батареи повышается давление или расшатывание в процессе эксплуатации. Такая утечка является наиболее распространенной.
Утечка через вентиляционные отверстия
Исходя из самой конструкции через вентиляционные отверстия, утечка происходить не должна, однако если плотность электролита превышена, то слишком бурное закипание электролита может стать причиной утечки. Нарушения в работе стабилизатора генератора и подача на аккумулятор повышенного напряжения также может стать причиной чрезмерного закипания и утечек. Часто утечки через вентиляционные отверстия вызваны замыканием пластин АКБ и, в этом случае, аккумулятор уже не подлежит ремонту.
Утечка через трещины
Пластиковый корпус аккумулятора невечный и в процессе эксплуатации нередко подвергается ударам. Появление микротрещин почти невозможно определить визуально. Протекание электролита в этом случае чаще происходит в моменты интенсивной работы аккумулятора (разрядки/зарядки). В эти моменты АКБ нагревается, а при нагревании материал корпуса расширяется и трещины увеличиваются.
Решение проблемы
Если окисляются клеммы, то большинстве случаев приходится менять аккумулятор. При этом не стоит этого делать «вслепую», так как новый может также «успешно» выйти из строя, как и старый. Прежде всего нужно определить причину и место утечки электролита.
Диагностика аккумулятора
В первую очередь, необходимо провести визуальный осмотр, проверить нет ли люфта электродов и видимых повреждений корпуса, а также проверить не засорились ли вентиляционные отверстия. Затем нужно проверить уровень и плотность электролита, а также убедиться в отсутствии замыкания пластин. При наличии замыкания в одной из банок, плотность электролита в ней будет резко отличаться от других. Если с аккумулятором все в порядке, то причину нужно искать в электросети автомобиля и проверить напряжение, подаваемое на клеммы от генератора. Если генератор выдает больше 14,5 В, то стоит обратиться в автосервис, так как скорее всего «полетел» стабилизатор.
При исправности сети автомобиля, соответствующей норме плотности и отсутствии видимых повреждений, утечка могла происходить через невидимые микротрещины. Чтобы их обнаружить нужно выполнить определенный алгоритм действий.
- Снять аккумулятор с автомобиля.
- Очистить окисел с клемм и электродов механическим способом с помощью ножа и наждачной бумаги.
- Тщательно очистить корпус АКБ влажной губкой.
- Установить аккумулятор обратно.
Для того чтобы инициировать утечку электролита, на аккумулятор нужно подать нагрузку. Для этого достаточно запустить двигатель и «погонять» его минут 30 на холостых оборотах или проехать 2-3 км. После этого нужно снять аккумулятор. В местах утечки на корпусе останется электролит, однако определить его визуально будет почти невозможно.
Для определения применяется 10%-раствор питьевой соды. Смочив в него губку, нужно наносить на корпус и внимательно наблюдать. В местах контакта электролита и раствора соды будет происходить реакция напоминающая кипение. При утечках через щели возле электродов аккумулятор придется заменить, а щели в корпусе можно попытаться заклеить, но это не даст гарантии 100% результата (зависит от качества наложения латки).
Способы предупреждения появления окисла
Зачастую бывает так, что клеммы аккумулятора окисляются почти без всякой причины. Например, езда по пересеченной местности или по плохой дороге может стать причиной выплескивания электролита через духовые отверстия. Это особенно характерно для любителей охоты, рыбалки, когда машину используют для поездок на природу. Для этого современный авторынок предлагает несколько эффективных решений, а также существуют дедовские методы.
Электро-жир
Средство продается в виде аэрозоля или пасты и предназначено для обработки электрических контактов. Вещество защищает материал от окисления и одновременно не препятствует электропроводимости. «Дедовской» альтернативой предлагаемых в продаже средств стала графитная смазка. Смазочный материал, содержащий графит, не препятствует электропроводимости и после высыхания через длительный период оставляет на поверхности тонкую пленку графита, которая продолжает выполнять защитную функцию.
Фетровые шайбы
Это эффективная защита контактов. Шайба представляет собой круглый диск с отверстием в середине и специальной пропиткой. Ее надевают на электрод, затем зажимают клемму и опять надевают вторую шайбу. Бывалые автолюбители зачастую сами изготавливают такие шайбы вырезая их из войлока и пропитывая машинным маслом.
Кроме всяких дополнительных средств и приспособлений, важно правильно эксплуатировать аккумулятор. Следить за уровнем и плотностью электролита, не допускать засорения духовых отверстий, избегать механических воздействий (ударов) и плотно зажимать контакты клемм.
Читайте также:
- Сколько времени заряжается аккумулятор автомобиля
- Пусковой ток аккумулятора автомобиля: таблица
- Сколько можно проехать на машине без генератора на аккумуляторе