Что такое убитая аккумуляторная батарея, никому пояснять не нужно. Как правило, ее дальнейшая судьба – к приемщику б/у аккумуляторов (рублей за 350 – 450) или на свалку. Но если знать способы восстановления аккумулятора (а их существует несколько), то его жизнь можно продлить и использовать или по назначению (на авто), или в иных целях.
Например, для питания какой-либо низковольтной цепи освещения. С одной из технологий восстановления аккумулятора, называемой переполюсовкой, познакомит эта статья.
Содержание
Общая информация
Аккумулятор состоит из отдельных емкостей, которые раньше в просторечии именовали банками. Все они соединяются последовательно и дают суммарное напряжение 12,6 (у хорошего АКБ), которое обеспечивает нормальное функционирование бортовой сети авто (о том, какое напряжение должно быть, читайте здесь). В случае если в одной из них емкость значительно понизилась (ее именуют «отстающей»), вплоть до нуля по сравнению с остальными, при прохождения зарядного тока (от ЗУ или генератора) полюса «меняются» местами. Это приводит к цепной реакции, инициирующей выход из строя соседних двух-трех банок. Решение лишь одно – попробовать привести неисправную емкость в нормальное состояние, то есть восстановить.
Причины естественной переполюсовки
Как уже отмечено, ее последствия – самые негативные. Чтобы этого не допустить, необходимо знать, чем может быть вызвана переполюсовка.
- Ненормальная (то есть невосстанавливаемая) сульфатация.
- Неправильное включение аккумулятора. Это нередко случается, когда плюсовой и минусовой выводы зарядного устройства присоединяются не к тем клеммам АКБ, а само ЗУ старой модификации, без схемы защиты от возможной переполюсовки.
- Несоблюдения правил ухода и обслуживания аккумулятора (грязь на корпусе провоцирует саморазряд), отсутствие контроля над степенью разряда батареи.
- Некорректная работа генератора и ряд других, зависящих от особенностей эл/схемы автомобиля той или иной модификации.
Специфика переполюсовки аккумулятора
Эта методика из разряда «варварских», но если батарея безнадежно убита, то попробовать ее восстановить таким способом можно. Терять-то все равно нечего.
Что сделать:
- Замерить плотность электролита во всех банках. Выявить хорошие, «подозрительные» и с глубоким разрядом.
- Присоединить к аккумулятору провода от зарядного устройства, но с обратной полярностью. То есть плюсовой – к клемме «–», минусовой – к «+». По большому счету, приводить в норму нужно лишь 1 – 2 банки, с их подключением к ЗУ, не затрагивая остальные, исправные. Но современные АКБ являются неразборными, их корпус литой, поэтому в процессе восстановления аккумулятора приходится задействовать все емкости, соединенные последовательно.
- В цепь «плюс» необходимо (то есть в разрыв) включить балластное сопротивление. Как вариант – СПЗ на 50 кОм. Иначе между аккумулятором и ЗУ, учитывая смену полярности, произойдет короткое замыкание.
Порядок действий по переполюсовке
- В процессе заряда следует постоянно контролировать плотность во всех банках аккумулятора. Примерное выравнивание значений свидетельствует о том, что ЗУ нужно отключить. По сути, при обратном заряде плотность в хороших емкостях должна резко снизиться, в убитых наоборот – она повышается.
- Далее – контрольный разряд. Достаточно замкнуть накоротко клеммы «+» и «–» аккумулятора.
- После этого АКБ снова ставится на зарядку, но уже с правильным подключением к ЗУ. То есть плюсовая клемма присоединяется к выводу «+», минусовая – к «–».
Остается лишь контролировать зарядный ток и изменение значения плотности в банках. Во всех она должна постепенно повышаться.
Если эта методика не помогает восстановлению работоспособности батареи, то ей одна дорога – в утиль. В отличие от аккумуляторов старых модификаций, заменить отдельную банку в новых невозможно. Кстати, многие автомобилисты с большим стажем считают это одним из главных недостатков современных АКБ. По сути, они «одноразовые», и вариантов самостоятельного ремонта аккумуляторов на поверку не так уж и много.
Здравствуйте
вопрос такой-
как переполюсовать только одну банку кислотного обслуживаемого акб?
если одна банка закоротила , какие способы есть её реанимации?
Можно поидее попробовать через отверстие подцепиться к пластинам, и двумя вольтами попробовать зарядку, но мне кажется сложно это будет)
Если закоротило свинцом, то врятли, хотя как вариант Временно повысить плотность и попробовать его растворить
Замена
какой мудак заряжает черезз 50 КоМ
50 ом приемлемо на 17 вольт пониженного и выпрямленного напряжение. 50 ком многовато, хотя если напрямую в розетку через диодный мост и сопротивление мощностью ватт 50 наверное возможно.
Согласен. Только полный мудак. Процесс займет несколько лет, если опередит процесс естественного разряда. (3-5 лет). Исходя из внутреннего сопротивления АКБ, которое исчисляется в милиомах mOm, и составляет от 2 (для самых дорогих) до 17 (для бюджетных), разряжать надо до нуля, а потом, в переполюсовку, до осыпания сульфата. Потом дать отдохнуть — сутки, и заряжать — двое. Током, в двадцать раз ниже заявленной емкости. Практика. АКБ восстанавливается процентов на 50-70. Но все равно работает недолго: Химия. Износ ресурса материалов.