Характеристики аккумуляторов грузовых автомобилей отличаются не только от моделей для легковых машин, различия есть даже среди грузовиков различного назначения. В ряде случаев на малотоннажном коммерческом транспорте могут быть использованы обычные свинцово-кислотные стартерные батареи, такие же, как на легковушках. Отличительными особенностями автономных источников энергии для тяжелого грузового транспорта являются величина напряжения, количество элементов, максимальный пусковой ток, емкость, а так же габариты и вес батареи.
Особенности бортовой сети
Бортовая электрическая сеть грузовых автомобилей может быть рассчитана на использование электрооборудование напряжением 12 или 24 вольт. На малотоннажном коммерческом транспорте нередко используют двигатели, аналогичные тем, что устанавливают на легковые автомобили. В таких машинах применяют сеть постоянного тока напряжением 12 вольт. Электрооборудование крупных грузовиков с более мощными моторами, как правило, рассчитано на работу с напряжением 24 вольта.
В отдельных случаях применяется комбинированная схема 12+12. При этом стартер питается от 24В, остальное электрооборудование от 12В.
Необходимость применения повышенного напряжения связана с особенностями двигателей больших машин. Дизельный мотор трака со средним объёмом цилиндров свыше 10 литров, мощностью 200-500 л/с и выше, требует огромного усилия для проворачивания стартером во время пуска. Пусковые токи в цепи электродвигателя стартера в пиках могут достигать нескольких сотен ампер, что в свою очередь требует усиления обмоток и щеточных узлов стартера, прокладки толстых медных проводов большого сечения.
Повышение напряжения способствует снижению рабочих токов и уменьшению сечения проводов при сохранении мощности. Мощность в цепях постоянного тока прямо пропорциональна произведению тока и напряжения, рассчитывается по формуле P=U*I, где U — напряжение, I — ток. Отсюда следует, что увеличение напряжения с 12В до 24В в два раза снижает ток в цепи при сохранении той же мощности.
Если вас интересует контрактное производство электроники, то на сайте https://a-contract.ru/ это можно заказать и получить качественные платы и другое электрооборудование в кратчайшие сроки.
Аккумуляторы для грузовых машин
В качестве источника энергии для пуска в автомобилях применяют свинцово-кислотные стартерные батареи. Для малотоннажных грузовых машин допустимо использование обычных аккумуляторов 12 или 24В ёмкостью 80-120 А/ч и пусковым током около 300- 400А.
Для крупнотоннажного грузового транспорта нужны особенные батареи. В процессе изготовления таких аккумуляторов применяются материалы и технологии, направленные на повышения максимального отдаваемого тока, увеличение ёмкости, такие как:
- использование свинца высокой степени очистки;
- увеличение пористости свинцовых решёток
- увеличение количества пластин;
- увеличение объёма электролита.
Лучшие образцы автомобильных аккумуляторов для тяжелых грузовых автомобилей обладают следующими характеристиками:
- напряжение 12 или 24 В;
- ёмкость 150-240 А/ч
- пусковой ток 600-1200А
Такие батареи выпускаются в усиленных корпусах, устойчивых к вибрации. Ввиду значительной массы, 50 и более килограмм, корпуса снабжены ручками для переноски силами двух человек. Следует обратить внимание, что качественные модели грузовых аккумуляторов от известных производителей выполняются по классической технологии с жидким электролитом, и свинцовыми пластинами, а значит, нуждаются в периодическом контроле уровня электролита, его плотности и прочем обслуживании. Это плата за высокие энергетические показатели и надёжность.
Практические рекомендации
Выводные клеммы стартерных батарей могут располагаться на одной стороне у торца или на противоположных сторонах корпуса. Полярность так же может различаться, к примеру, положительный вывод расположен справа, отрицательный слева, и наоборот. Необходимо учесть полярность и расположение выводных клемм до покупки, иначе длины соединительных проводов автомобиля может просто не хватить или потребуется дополнительный адаптер для подключения.
Если бортовая сеть грузовика рассчитана на 12 В, достаточно подобрать подходящую по ёмкости, току и габаритам батарею. При подборе ёмкости лучше всего руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля, выбирать из ближайшего к рекомендованному значению. Уменьшать или увеличивать ёмкость более чем на 10% возможно, но нежелательно, так как при значительных отклонениях от номинала ухудшаются режимы заряда/разряда.
Если бортовая сеть рассчитана на 24 В, есть два варианта:
- Подобрать подходящую по параметрам батарею на 24В в одном корпусе.
- Соединить последовательно два 12В аккумулятора.
Во втором случае, при последовательном соединении желательно использовать две одинаковые батареи одного производителя. При соединении разных батареи необходимо выполнение следующих требований:
- должны быть одинаковой ёмкости;
- одинакового напряжения, 12В;
- произведены по одинаковой технологии;
- иметь равный пусковой ток не ниже номинального.
Различия электрических характеристик аккумуляторов приведёт к неравным условиям заряда и разряда. В результате одна из батарей будет постоянно недозаряжаться или перезаряжаться, что ускорит её выход из строя.
Под одинаковостью технологии подразумевается то, что крайне нежелательно одновременное использование классических свинцовых, гелевых и AGM аккумуляторов. Несмотря на сходство, такие аккумуляторы имеют отличия в условиях и режимах заряда/разряда.
Для соединения клемм следует применять надёжные клеммные соединители и медные провода сечением не менее тех, что использованы в автомобиле. Нарушение контакта и недостаточное сечение может стать причиной осложнения пуска двигателя, нагрева проводников.
Среди известных производителей грузовых аккумуляторов немало как зарубежных так и отечественных фирм. Правильный подбор по параметрам качественной продукции одной из таких фирм обеспечит надежную работу аккумулятора в течение 5-7 и более лет.
Читайте также:
- Сколько времени заряжается аккумулятор автомобиля
- Как завести машину, если сел аккумулятор
- Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность